Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Ценовая политика аптеки
Функции цен и виды цен на фармацевтическом рынке

Проблема ценообразования лекарственных препаратов является одной из наиболее важных в сфере управления лекарственным обеспечением населения и медицинских организаций. Это объясняется тем, что фармацевтическая продукция – товар социально значимый.

Цены на лекарственные препараты должны быть доступными для потребителей, в то же время устанавливаемые цены должны обеспечить производителям и предприятиям товаропроводящей сети получение прибыли.

С одной стороны ценовая политика является составной частью экономической политики аптечной организации, а с другой – в стоимости лекарственных средств присутствуют социальные и моральные аспекты.

Функции цен на фармацевтическом рынке

Цена – это одна из важнейших экономических категорий. В условиях рыночной системы хозяйствования цены являются основными ориентирами, которыми руководствуются производители и потребители в своем экономическом выборе и поведении.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, включая затраты на его производство и продвижение на рынок, а также получение прибыли для воспроизводства товара. В своем внешнем проявлении цена – это определенное количество денег, которое покупатель оплачивает, а продавец получает за данный товар.

Роль и значение цены в экономике определяются ее функциями: учетной, регулирующей, информационной, стимулирующей и распределительной.

Функции цен 

Учетная функция цены

Учетная функция заключается в измерении и учете затрат материалов, сырья, живого труда и, в конечном счете, определяет издержки производства, обращения продукции и получение прибыли.

Регулирующая функция цены

Регулирующая функция заключается в установлении равно- весной цены, которая балансирует спрос и предложение. В цене фокусируются, выражаются, сталкиваются и согласовываются материальные интересы продавца и покупателя.

Цена информирует рынок о предложении товара, его объеме, и сколько продавец желает получить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса, – в этом заключается информационная функция цены.

Стимулирующая функция цены

Стимулирующее значение цены заключается в ее способности поощрять тех предпринимателей, которые рационально используют свои производственные возможности для получения лучших конечных результатов. Кроме того, цены стимулируют повышать качество продукции и услуг, расширять и обновлять ассортимент товаров.

Распределительная функция цены

Цена служит средством перераспределения доходов на основе отклонений цены от реальной стоимости товаров для решения социальных или экономических задач. Это осуществляется с помощью налогообложения и других мер. Кроме того, цены способствуют перераспределению капиталов, направляя их в более эффективные и прибыльные отрасли.

Виды цен

В процессе товарного обращения лекарственных средств действуют разные по своему назначению и виду цены, которые взаимосвязаны между собой и образуют единую систему. Прежде всего, следует выделить цену производителя, которая, безусловно, оказывает влияние на другие виды цен.

Цена производителя равна сумме всех производственных и маркетинговых затрат + ожидаемая прибыль, которая представляет собой количественное превышение цены продажи товара (или услуги) над затратами.

Кроме того, в структуру цены включаются налоги, увеличивающие стоимость товаров (НДС, акцизы). По этой цене производитель поставляет товар оптовым поставщикам.

Оптовая цена (цена, устанавливаемая оптовыми поставщиками, к которым относятся оптовые фармацевтические фирмы, аптечные склады) – это цена, по которой оптовые организации реализуют лекарственные препараты розничным аптечным организациям для дальнейшей перепродажи.

Цена складывается из закупочной цены у производителя + издержки оптового посредника на хранение, обработку товара и маркетинговые затраты + ожидаемая прибыль.

Розничная цена (формируется в аптеке) – это цена, по которой ЛС продаются населению, медицинским организациям поштучно или небольшими партиями. Она состоит из оптовой цены + торговой наценки для покрытия расходов, связанных с реализацией, и получения ожидаемой прибыли.

Рыночная цена – это цена, по которой продается товар в условиях данного рынка, может иметь дополнительные надбавки или скидки, размер которых во многом определяется ситуацией, складывающейся на рынке, то есть состоянием спроса и предложения.

Различают базисные и контрактные цены. Базисная цена устанавливается в результате торгов на торговых биржах и служит основой оптовых и контрактных цен. Договорная цена устанавливается в результате переговоров между покупателем и производителем или продавцом товаров, которые будут поставлены в установленный срок, согласно подписанному договору (контракту). Как правило, договорные цены применяются при закупках больших партий товаров.

Категория: Ценовая политика аптеки | Добавил: Provizor (19.09.2016)
Просмотров: 8812 | Теги: ценообразование | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы