Главная » Статьи » Организация и экономика фармации » Ценообразование
Основы рыночного ценообразования в фармации

В условиях рыночных отношений важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Этот закон служит одним из регуляторов общественного производства, способствуя перемещению ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри их.

Главная черта рыночного ценообразования заключается в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, а в сфере реализации продукции, т. е. на рынке.

Таким образом, цена — это обменный эквивалент стоимости товаров или услуг в денежном выражении. В широком смысле за цену принимают совокупность всех ценностей, которые обмениваются покупателем на возможность пользоваться товаром или услугой.

Цена — единственная составляющая комплекса маркетинга, которая приносит прибыль, другие составляющие представляют затраты. Цена также является наиболее гибкой составляющей маркетинга.

Фактор цены в маркетинге является одной из главных проблем, что объясняется рядом обстоятельств:

  • цена — важнейший показатель для предприятия, поскольку основной ее функцией является обеспечение дохода от реализации товаров;
  • все предприятия вынуждены принимать решения по ценам. Первоочередное значение установление цен имеет в таких случаях: когда предприятие впервые устанавливает цену (при выпуске нового товара, формировании сбытовых каналов, при выходе на новые сегменты рынка); в связи с изменением ряда обстоятельств (структуры затрат, конъюнктуры рынка, характера конкуренции и т. п.); при изменении цен конкурентами;
  • в ряде отраслей ценообразование играет решающую роль в программе маркетинга, а также является объектом прямого влияния законодательства и государственных органов.

Экономическое значение цены широко раскрывается через ее основные функции — учетную, стимулирующую, распределительную, сбалансирования спроса и предложения, рационального размещения производства.

Учетная функция определяет самую суть цены, т.е. будучи денежным выражением стоимости, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции.

Тем не менее эту функцию в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к изменениям расходов или цены, которая предлагается производителем товара при выходе на рынок. Рыночная цена может значительно отклоняться от расходов.

На предприятиях фармацевтического профиля учетная функция цены служит средством начисления стоимостных показателей:

  • количественных — объем товарооборота, объем товарных запасов, поступление товара и др.;
  • качественных — рентабельность, производительность работы, фондоотдача и т. д.

Стимулирующая функция цены выражается в поощрительном или стимулирующем влиянии цены на производство и потребление. Цена, как правило, стимулирует производство через величину включенной в нее прибыли. В фармации с помощью данной функции цен можно влиять на научно-технический прогресс, экономию расходов, изменения в структуре ассортимента.

Такое стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене, установления надбавок и скидок в основной цене. Особое значение этой функции заключается в поддержке отечественного производителя, экономического развития науки, в разработке и выпуске новых лекарственных препаратов.

Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под влиянием рыночных факторов. Эта функция цены единственная из всех функций имеет государственную масштабность, так как предусматривает участие цены в расширении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, разными формами собственности, регионами страны, фондом накопления и фондом потребления, разными социальными группами населения.

Непосредственно в сфере лекарственного обеспечения эта функция цены не является специфической, учитывая эксклюзивность лекарств как товара, поскольку покупатель рассматривает лекарственное средство не как "желательный товар", а как "необходимую" покупку.

Подобное отличие в оценке потребителя делает лекарственные средства более чувствительными к ценам, чем обычные потребительские товары. Однако косвенное влияние высокой розничной цены на престижные товары потребительского назначения обеспечивает перераспределение денежных средств определенной части населения, которое оказывает содействие формированию социальных фондов (в том числе и страховых). Это позволяет потребителям фондов осуществить "необходимую" покупку в аптеке.

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. По мере развития рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции эта функция цены усиливается при формировании цен на товары.

В фармацевтической отрасли это одна из основных функций, так как для выхода предприятия (фирмы) на фармацевтический рынок необходимо спрогнозировать спрос на лекарственные средства в его взаимосвязи с уровнем цен и отсюда — с запланированным объемом производства.

Функция цены как критерия рационального размещения производства выражается в том, что с помощью механизма цен осуществляется перекачивание капитала из одной отрасли экономики в другую, а также внутри отраслей.

Категория: Ценообразование | Добавил: Provizor (21.03.2017)
Просмотров: 5157 | Теги: ценообразование | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы