Характерные черты авторитарного стиля:
- централизация власти в руках руководителя, при этом властные функции, как его заместителей, так и сотрудников сильно ограничены;
- принятие решений осуществляется единолично, а консультации с ведущими специалистами, имеющими компетентность более высокую, практически не проводятся или проводятся крайне редко;
- жесткая регламентация деятельности подчиненных;
- инициатива подчиненных не одобряется, а иногда даже подавляется; новые идеи и начинания исходят только от руководителя;
- тотальный контроль за деятельностью подчиненных;
- болезненная реакция на критические замечания, резкость и прямолинейность в общении с подчиненными.
Характерные черты демократического стиля:
- децентрализация управленческой власти и делегирование полномочий, что, с одной стороны, освобождает от решения малозначащих проблем, а с другой — способствует укреплению авторитета сотрудников;
- использование компетентности подчиненности по специальным вопросам, что также способствует привлечению к управлению членов коллектива;
- поощрение инициативы подчиненных, способствующее развитию у них творческого стремления в выполнении поручений, а также своевременному решению поставленных задач;
- обеспечение подчиненных в полной мере достаточной информацией о положении дел в организации, а также о перспективах развития коллектива в целом и каждого сотрудника в отдельности;
- контроль за деятельностью подчиненных осуществляется как руководителем, так и членами организации, что в конечном итоге более эффективно;
- в отношениях с подчиненными требовательность сочетается с заботой и готовностью в оказании помощи сотрудникам;
- высокий такт в общении с подчиненными, а также проявление доброжелательности и выдержки.
Характерные черты либерального стиля:
- минимальное вмешательство в работу подчиненных;
- предоставление значительной свободы, практически не регламентируемой руководителем; безразличие к инициативе подчиненных — ни подавление, ни поощрение ее;
- наличие неформальных лидеров и их большое влияние в коллективе при отсутствии руководящих действий руководства;
- достаточная осведомленность подчиненных о положении дел в организации и о перспективе самого подчиненного в отдельности;
- низкий уровень требовательности, как к подчиненным, так и к своей деятельности, приводящий к выполнению поставленных задач с опозданием;
- в выполнении функций подчиненными руководитель полагается на их добросовестность.
|