Главная » Статьи » Фармацевтический менеджмент » Основы фармацевтического менеджмента |
Понятие "организация" произошло от французского "organization, organizer" - "устраивать, создавать, объединять, упорядочивать, сплотить". Понятие "организация" в менеджменте употребляют в двух значениях:
Тремя основными признаками организации являются:
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения главной цели. Рассматривая организацию как социальный институт, ее характеризуют по наличию следующих составляющих:
Кроме перечисленных, рассматривают и другие характеристики: ресурсы, взаимосвязь с внешней средой, горизонтальное и вертикальное разделение труда, необходимость координации деятельности, организационную культуру. Создание и функционирование организации осуществляются по определенным законам. Законы организации, впервые сформулированные А.А. Богдановым в 1925 г., получили развитие в работах многих исследователей. Сформулированные ими законы условно подразделяются на законы организации в статике и динамике. К законам организации в статике относятся:Закон композиции закон композиции, смысл которого в том, что функционирование всех подсистем (элементов) организации подчиняется общей цели, которую конкретизируют цели. Действие закона композиции распространяется на системы, которые можно назвать целенаправленными. Одним из способов его проявления является структуризация целей системы. По результатам структуризации целей организации по уровням иерархии строится ее структура. Закон пропорциональности Закон пропорциональности требующий того, чтобы при любых изменениях в организации между всеми элементами и организацией в целом сохранялась пропорциональность. Этот закон утверждает необходимость определенного соотношения между компонентами системы (частями целого), а также их соразмерности, соответствия или зависимости. Соблюдение закона пропорциональности в границах организации любой природы равнозначно повышению жизнеспособности системы и эффективности ее функционирования. Диспропорция снижает устойчивость и эффективность системы, способствует ее разрушению. Пропорциональность компонентов системы способствует также увеличению синергического эффекта. Большая роль в обеспечении пропорциональности развития систем в фармации отводится государству, которое должно осуществлять мониторинг и анализ социальной и рыночной инфраструктур, оптимизировать распределение бюджетных средств. Закон наименьших Закон наименьших, который гласит: "Структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью. Суммарная устойчивость системы по отношению к данной среде есть сложный результат частичных устойчивостей разных частей этой системы по отношению к направленным на них воздействиям". Как правило, система подвергается неравным и неравномерным воздействиям в разных своих частях, поэтому устойчивость системы (целого) зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент; Закон онтогенеза (развития) Закон онтогенеза (развития), сущность которого заключается в том, что каждая система проходит все стадии жизненного цикла - от зарождения через становление и развитие до разрушения. Законами организации в динамике являются:Закон синергии Закон синергии, утверждающий, что потенциал организации как целого (системы) больше суммы потенциалов ее элементов (подсистем). Этот закон проявляется в том, что сумма свойств системы не равна сумме свойств ее компонентов. При высокой организованности систем сумма свойств системы будет выше суммы свойств ее компонентов. Разность между суммой свойств системы и суммой свойств ее компонентов называется синергическим (дополнительным) эффектом созидательного взаимодействия компонентов. При низкой организованности системы сумма ее свойств будет меньше суммы свойств компонентов. Уровень организованности системы зависит от степени соблюдения принципов рационализации структур и процессов. Уровень организованности системы предварительно формируется на стадии ее зарождения, окончательно определяется при проектировании структуры, реализуется при функционировании социально-экономических систем. Синергический эффект закладывается уже на первой стадии. Далее он достигается за счет кооперации и разделения труда, соблюдения принципов рационализации процессов (параллельности, прямоточности, пропорциональности, непрерывности, ритмичности и др.), мотивационной совместимости членов коллектива, благоприятного социально-психологического климата. Закон информированности (упорядоченности) Порядок деятельности членов организации определяется степенью их информированности. Этот закон утверждает, что главным связующим элементом системы является упорядоченная информация. Упорядоченность - характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей, обеспечивающих порядок, организованность во всем, устойчивость ее функционирования. Достигнутую упорядоченность характеризуют с помощью количественных и качественных оценок. Например, упорядоченность можно в принципе признать полной, если при ее оценке учтены следующие три аспекта: установлены границы системы и ее структура; определены переменные компоненты системы; сформулированы порядок взаимодействия компонентов системы и системы с внешней средой, формы, методы и средства получения, обработки, хранения и передачи информации. Отсюда следует, что повышение качества информационного обеспечения системы управления является главным условием качественного ее функционирования. Закон единства (дополнения) анализа и синтеза Закон единства (дополнения) анализа и синтеза предполагает взаимное дополнение разнонаправленных процессов: кооперации и специализации, интеграции и дифференциации. В диалектическом единстве анализа и синтеза рассматриваются процедуры структуризации, детализации, разделения, специализации, универсализации, при этом сначала проводят анализ, затем синтез. Закон самосохранения Закон самосохранения проявляется в стремлении всей организации сохранить себя как целое путем перехода в новое качественное состояние, не допустив изменения своих границ, восстановить нарушенное равновесие, экономнее расходовать свои ресурсы. Обеспечение равновесия и устойчивости системы должно осуществляться и в статике (при проектировании и построении системы), и в динамике (при ее функционировании). В основе формирования фармацевтической организации лежат следующие принципы:
| |
Просмотров: 2589 | Теги: менеджмент | Рейтинг: 0.0/0 |