Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы |
Следующей концепцией аудита является определение жизненного цикла товара (ЖЦТ), т.к. в зависимости от его этапа формируются стратегии дальнейшего позиционирования конкретного товара на рынке.
ЖЦТ - это период времени с момента появления товара на рынке до прекращения его реализации вследствие отсутствия спроса на него (или же последовательность фаз жизни товара на рынке). Суть концепции заключается в том, что объем продаж товара и величина прибыли в разные этапы ЖЦТ меняются, причем в процессе аудита важно знать этапы с прибылью и этапы спада продаж для своевременного решения наступающей рыночной проблемы ("уводить" товар с рынка или поддержать его) с этим товаром. В традиционном жизненном цикле товара выделяют 4-5 этапов: внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад.
Этапы жизненного цикла товара
Для каждого этапа ЖЦТ имеются характерные признаки:
У аптечной организации должно быть время, чтобы своевременно разработать стратегии дальнейшей реализации товара, в частности:
Модификации возможны с изменением качества, свойств, дизайна товара. Выделяют различные виды линий ЖЦТ, среди них основные:
Следует иметь в виду, что ЖЦТ не всегда описывается одной из перечисленных линий, возможны комбинации; не всегда можно и спрогнозировать переход от одного этапа к другому, т.к. часто характер линии ЖЦТ не только зависит от спроса, но и является результатом управленческих действий. Для того, чтобы определить вид, этапы и стратегию ЖЦТ, необходимо провести следующие процедуры и расчеты: 1) построить график динамики быта товара и в ходе сравнительного анализа с изображениями существующих видов ЖЦТ примерно определить вид жизненного цикла конкретного товара; 2) рассчитать темпы прироста показателей сбыта и по их величинам определить этапы ЖЦТ. Темпы прироста: • 0-10-15% - этап внедрения (В); • 15-100% (200%) и выше – этап роста (Р); • 5-15-20% (после роста) – этап зрелости (3); • 0-5% - этап насыщения (Н); • отрицательные - этап спада (С). Факты этапов насыщения, спада и внедрения в ЖЦТ отражаются в SWOT-анализе аудита товара как слабые стороны; этапы роста, зрелости и насыщения - сильные стороны (насыщение отражается в двух разделах, т.к. на этом этапе сбыт и прибыль - максимальные, но за ним следует их спад). Более наглядно линия ЖЦТ может быть представлена после выявления тенденции в динамике с использованием математического моделирования. | |
Просмотров: 18185 | Теги: маркетинг, ЖЦТ | Рейтинг: 0.0/0 |