Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы |
Элементы маркетинга в фармации составляют 5р, то есть обозначаются пятью английскими словами, которые начинаются на р. Place – место – место осуществления контакта между продавцами и покупателями, оптовиками и производителями. Предприятие должно определять для себя сегмент рынка, в котором размещаются его контингент покупателей. Таким образом, 1р - это место реализации товара, то есть аптечное учреждение, оптовый склад.
Product – продукт, товар. Это ЛС, ИМН, МТ, парафармацевтические товары. Определяют качество товара, сервис, сравнивают их с конкурентными товарами и услугами, и исходя их этих данных выбирают стратеги, при которой эффективность затрат приходящихся на единицу товара, будет выше, чем у конкурентов.
Promotion – повышение, выдвижение, продвижение товара. Продвижение товара на рынке осуществляется посредством рекламы и организации сбыта. Организация сбыта включает: расстояние, способ транспортировки, организация хранения, выбор способа реализации товара (через оптовика, посредника, фирменный магазин, дистрибьютера). Price – должно соблюдаться важное правило маркетинга «По меньшей мере 1/3 населения должны иметь возможность покупать лекарства по ценам рассчитанным на скромный прожиточный минимум». Такая стратегия ценообразования характерна для новичков, которые внедряют на рынок свои товары за счет низкой цены, т.е. осуществление стратегии прайс – маркетинга. При внимании качеству товара, сервису, представляемому потребителю, формируется стратегия нон – прайс – маркетинга. Совокупность нон – прайс – маркетинга и прайс – маркетинга создает маркетинг – микс, смешанный.
People – люди, которые непосредственно связаны с реализацией товара (провизоры, фармацевты). Для преуспевания фирмы необходимо осуществлять непрерывный процесс повышения образования своих сотрудников, т.к. современный маркетинг включает персонал как фактор маркетинга.
Комплекс маркетинга:
Комплекс маркетинга включает в себя 7 составляющих:
1. Изучение потребителя и исследование мотивов его поведения на рынке;
2. Анализ собственного рынка предприятия или аптеки;
3. Исследование собственного продукта;
4. Анализ объема товарооборота предприятия;
5. Анализ форм и каналов сбыта;
6. Исследование рекламы;
7. Определение ниши рынка (области производственно –
хозяйственной деятельности фирмы, в которой предприятие и фирма может получить
наибольшую выгоду).
Маркетинг выполняет следующие функции:
1. Исследовательская или аналитическая функция.
Она включает в себя:
1. Сбор и обработка информации о потребительском рынке;
2. Изучение платежеспособного спроса;
3. Исследование мотивов поведения лечащих врачей (использование передовых технологий и ЛС или консерватизм);
4. Исследование конкурентоспособности ЛС различных производителей;
5. Исследование потребителей и сегментация рынка;
6. Анализ полученной информации.
2. Производственная функция, которая заключается в:
1. Выбор поставщика сырья для производства;
2. Организация производства медицинских и фармацевтических товаров;
3. Управление качеством и создание конкурентоспособной продукции.
3. Планирование ассортимента и качества ЛС:
1. Разработка ассортиментной политики;
2. Участие в выставках, ярмарках, презентациях новых товаров;
3. Учет непрогнозируемых факторов (вспышки заболеваний, появление новых товаров, новые методы лечения);
4. Формирование ассортиментной политики с учетом ЖЦТ.
4. Ценообразование.
5. Сбыт и распределение (организация товародвижения).
6. Стимулирование сбыта.
1. Продажа товара (ЛС) в кредит без предоплаты;
2. Создание консигнационных складов (консигнация);
3. Скидки для оптового покупателя;
4. Реклама.
7. Функция контроля. Очень важна в маркетинге, поскольку позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке.
Существуют пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность:
1. Концепция совершенствования производства.
Потребители благожелательны к товарам и ценам. Надо совершенствовать производство и повысить эффективность системы распределения. Когда спрос на товары превышает предложения нужно увеличить производство. Когда себестоимость товара слишком высока, ее надо снизить, для чего необходимо повысить производительность.
2. Концепция совершенствования товара.
Потребители благосклонны к товарам, имеющим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики (эффективные ЛП), а следовательно, предприятие должно сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий.
Эта концепция утверждает, что потребители не будут покупать товары предприятия в достаточных количествах, если оно не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Интенсификацией коммерческих усилий может служить предоставление товара аптекам в кредит без предоплаты.
4. Концепция маркетинга.
Она утверждает, что залогом достижения целей предприятия является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами.
Концепция фармацевтического маркетинга – это ориентация на нужды и потребности пациентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей предприятия.
5. Концепция социально – этичного маркетинга.
Данная концепция утверждает, что задачей предприятия является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Социально – этичный маркетинг требует от деятелей рынка в рамках политики маркетинга увязки трех факторов. Концепция социально – этичного маркетинга требует сбалансирования всех трех факторов: прибыли фирмы, покупательских потребностей и интересов общества. | |
Просмотров: 16488 | Теги: маркетинг, фармацевтический маркетинг | Рейтинг: 5.0/1 |