Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы
Характеристика товарных запасов в аптеке

Материальную основу товарооборота составляют товарные ресурсы, которые находятся с ним в балансовой зависимости и формируются за счет поступления товаров и товарных запасов.

Товарные ресурсы организации – это все товары, находящиеся в распоряжении фармацевтической организации и предназначенные для продажи, в том числе товары в пути. Часть товарных ресурсов составляют товарные запасы (ТЗ), которые представляют собой предложение товаров на каждый данный момент времени.

Необходимость создания товарных запасов обусловлена колебаниями спроса на товары аптечного ассортимента (и в первую очередь на лекарственные препараты), сроков выпуска и поставки фармацевтической продукции, а также возможностью возникновения дефицита товаров вследствие отсутствия запасов у поставщиков или задержки доставки и др.

Мотивами для создания товарных запасов являются:

  1. Необходимость совершения торговых операций и реализации маркетинговой функции удовлетворения потребителей. Торговые операции совершаются ежедневно, а между поставками существуют определенные временные интервалы – реализация товаров в эти периоды возможна за счет наличия в организации товарных запасов. При размерах запасов меньше уровня спроса фармацевтическая организация не сможет поддерживать прогнозируемый объем сбыта, полностью удовлетворяя спрос разных категорий потребителей. В случае наличия запасов, превышающих спрос, увеличиваются издержки по хранению товаров, уменьшается прибыль, замедляется оборачиваемость, замораживается капитал, вложенный в приобретение товарных запасов, и ресурсы по его реализации;
  2. Снижение рисков торговой деятельности. Так как торговая деятельность подвержена различного рода рискам как внешнего (например, повышение таможенных пошлин, изменение налогового законодательства и др.), так и внутреннего характера (расторжение договоров, изменение финансового положения и др.), то в целях снижения риска отсутствия товаров должен быть их определенный запас, подлежащий периодическому пополнению;
  3. Получение прибыли. Величина валовой и чистой прибыли находится в прямой зависимости от товарооборота, который в свою очередь определяется структурой товарных запасов, соответствием их спросу населения, а также скоростью обращения в течение определенного временного периода.

Необходимым условием бесперебойного обеспечения населения и медицинских организаций товарами аптечного ассортимента служит наличие оборотных средств, большую часть которых составляют товарные запасы.

Товарные запасы являются важнейшим разделом товарооборота. Размер товарных запасов должен обеспечить не только бесперебойный процесс продажи, но и широкий выбор товаров аптечного ассортимента.

Прогноз величины товарных запасов должен быть научно обоснован. Излишние товарные запасы вызывают затоваривание и порчу товаров, замедляют их оборачиваемость, ведут к излишним издержкам по хранению товаров. Недостаточные товарные запасы вызывают перебои в продаже, снижают степень удовлетворения спроса населения в ЛП, ИМН и других товарах аптечного ассортимента.

Создание товарных запасов – это обязательный элемент реализации сбытовой функции.

Важнейший показатель работы предприятий, выполняющих торговую функцию - оборачиваемость товаров.

Одной из наиболее важных проблем в экономике аптечных предприятий является проблема ускорения оборачиваемости лекарственных препаратов в товарных запасах. Ускорение оборачиваемости способствует сокращению потребности в оборотных средствах и снижению затрат на хранение товаров.

Задачей анализа товарных запасов и их оборачиваемости является характеристика причин, влияющих на показатель объема продаж. Большие товарные остатки, замедление их оборачиваемости свидетельствуют о неудовлетворительной организации товарооборота, либо низком качестве товаров, о наличии неходового ассортимента и о неравномерном завозе товаров.

Факт значительного отклонения фактических товарных запасов от норматива – явление отрицательное. Запасы товаров всегда должны быть в пределах норматива или отклоняться от него незначительно.

Товарные запасы – все товары, находящиеся во владении фирмы и предназначенные для продажи, в т.ч. товары в пути.

Товарные запасы в аптеках обеспечивают бесперебойное снабжение населения и медицинских организаций ЛП и ИМН от момента их поступления до реализации. Наличие товарных запасов характеризует статичное состояние и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени.

Товарные запасы, как часть товарных ресурсов, представляет собой предложение товаров на каждый данный момент. В этой связи важно понимать, что они формируются под вилянием спроса, величина которого носит вероятностный характер. Известно, что спрос является весьма динамичной категорией. Это затрудняет его оценку вообще и степень влияния на величину запасов.

Необходимость создания товарных запасов обусловлена рядом факторов:

  • колебаниями спроса на ЛП;
  • колебаниями сроков выпуска ЛП;
  • колебаниями сроков поставки;
  • возможный дефицит (отсутствие запасов или запаздывание доставки и др.).

Мотивами для создания товарных запасов являются:

  • необходимость совершения торговых операций;
  • предосторожность;
  • получение прибыли.
  1. Необходимость совершения торговых операций. Торговые операции совершаются каждый день. А если между поставками существует интервал, в аптеке должен быть запас товаров. При маленьких размерах запасов аптека не сможет поддерживать прогнозируемый объем сбыта, полностью не удовлетворяется потребность населения, при наличии больших запасов увеличиваются издержки по хранению товаров, уменьшается прибыль, замедляется оборачиваемость, замораживается капитал, вложенный в его производство.
  2. Предосторожность. Спрос может изменяться под воздействием случайных факторов, чтоб избежать этих случайностей в аптеке должен быть определенный запас и его надо пополнять.
Категория: Маркетинг - основы | Добавил: Provizor (09.05.2012)
Просмотров: 7161 | Теги: тз | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы