Главная » Статьи » Организация и экономика фармации » Учет и отчетность аптеки |
Формы и техника бухгалтерского учета
Под техникой или технологией бухгалтерского учета понимается способ его ведения, т.е. регистрация учетной информации, которая ведется вручную или с использованием средств автоматизации. В свою очередь форма учета представляет собой процесс обработки учетной информации при различном сочетании определенных учетных регистров, способ записи в них, последовательность связи между документами и регистрами. Согласно действующему "Положению о бухгалтерском учете и отчетности в России", организации, осуществляя постановку бухгалтерского учета:
В настоящее время фармацевтическими торговыми организациями в России могут использоваться следующие формы бухгалтерского учета:
Перечисленные формы бухгалтерского учета отличаются друг от друга по следующим признакам:
Вопрос о форме бухгалтерского учета является одним из важнейших в технике учета, так как от применения наиболее рациональной формы учета зависит возможность его упрощения, оперативность и разноплановость (статистика, финансы, налоги, управление и др.) получаемой учетной информации. В основе всех форм заложен главный элемент метода бухгалтерского учета - документация. Но группировка и обобщение учетной информации производится по-разному.
В настоящее время значительное число фирм предлагает программные разработки, связанные с ведением автоматизированной формы бухгалтерского учета, которая позволяет сократить время на отражение, обработку и получение переработанной информации. Таким образом, появляется возможность уделить большее внимание анализу учетной информации о хозяйственно-финансовой деятельности организации.
В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и в отчетные периоды (обязательные или установленные дополнительно самой организацией) выводятся на бумажные носители - выходные формы документов (мемориальные ордера, карточки, ведомости, Главная книга, баланс, отчеты и т.п.). При этом содержание показателей в выходных формах документов должно соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством для регистров бухгалтерского учета. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета возникла в 30-е годы XX в. и предполагала выписку на каждый документ отдельной справки с бухгалтерской проводкой. Эти справки получили название мемориальных ордеров (буквально — «памятных приказов»). Со временем однородные операции стали группироваться в специально открываемых накопительных ведомостях, и только итоги этих ведомостей включались в мемориальные ордера. Мемориальные ордера оформляются на основе первичных документов. В ордере указывается месяц, год, содержание операции, наименование корреспондирующих счетов, сумма операции. Хронологическая запись мемориальных ордеров производится в регистрационном журнале, при этом на самом мемориальном ордере проставляется номер, под которым он зарегистрирован. По однородным операциям мемориальным ордерам присваивается постоянный номер, что в дальнейшем облегчает поиск документов (например, кассовые операции - № 1, расчетные счета - № 2 и т.д.). Данные регистрационного журнала служат основанием для заполнения Главной книги - регистра синтетического учета. Главная книга открывается на год, а каждому месяцу отводится одна строка. Форма счетов Главной книга строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету. По данным счетов Главной книги составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета. В оборотной ведомости должны быть получены 3 пары равенства:
Оборотная ведомость содержит все необходимые данные для составления баланса. В настоящее время мемориально-ордерная форма учета традиционно применяется в бюджетных организациях.
Форма бухгалтерского учета "Журнал - Главная" является разновидностью мемориально-ордерной формы. "Журнал - Главная" - это форма учетного регистра, в который ежемесячно в хронологическом порядке заносят все хозяйственные операции с мемориальных ордеров в корреспонденции по дебету и кредиту счетов бухгалтерского учета. Равенство суммы дебетового и кредитового оборотов является подтверждением правильности записей за отчетный период. Простая, или упрощенная, форма учета применяется в основном в общественных организациях и в сфере малого бизнеса. Указанная форма введена в действие с 1 января 1996 г и используется субъектами малого предпринимательства независимо от предмета и целей деятельности, организационно правовых форм и форм собственности. В основе этой формы лежит "Книга учета хозяйственных операций", на основании которой можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. В книге в хронологической последовательности регистрируются совершенные хозяйственные операции с указанием даты и номера документа, подтверждающего факт совершения операции, указывается сумма, которая соответствует данной операции, и те бухгалтерские документы, в которые будет внесена эта сумма. Наряду с "Книгой учета хозяйственных операций" необходимо вести "Ведомость учета заработной платы". На основании этих документов в конце отчетного периода можно получить данные для начисления налогов, а также составить выходные отчетные документы. Журнально-ордерная система возникла в 50-е годы XX в. как наиболее прогрессивная форма в условиях ручного способа ведения бухгалтерского учета. Она основана на использовании шахматного принципа регистрации операций и их накапливании за каждый отчетный месяц. Шахматная форма записи означает, что за один рабочий прием сумма хозяйственной операции фиксируется по дебету и кредиту корреспондирующих счетов, т.е. реализуется прием двойной записи.
Это возможно потому, что все журналы-ордера построены по кредитовому признаку в корреспонденции с заранее установленными (типовыми) дебетуемыми счетами.
| |
Просмотров: 8332 | Теги: бухучет, учет | Рейтинг: 0.0/0 |