Главная » Статьи » Фармацевтический менеджмент » Фармацевтическая деонтология |
В профессиональной деятельности фармацевтов этическим нормам поведения отводится немаловажная роль. Основы деонтологии фармацевтической деятельности были заложены в 60— 70-е годы прошлого столетия. Масштабные изменения, произошедшие в последнее время в различных сферах хозяйства страны, в том числе экономики, здравоохранения, фармации, психологии, а также информационных технологий, привели к радикальным переменам во взаимоотношениях между врачом, пациентом и фармацевтом. Ассортимент лекарственных средств, имеющихся в аптечных организациях, значительно расширился, и врач не всегда успевает ознакомиться с информацией обо всех поступающих новых лекарственных препаратах. В то же время уровень грамотности и требовательности к своему здоровью у определенной части населения повысился, и пациенты, принадлежащие к этому социальному слою и к тому же испытывающие дефицит времени, по причине своей сильной занятости очень часто обращаются напрямую к фармацевту, минуя врача. В связи со сложившимися обстоятельствами изменилась и сама роль фармацевта. Теперь фармацевт является ключевым звеном в развивающейся системе ответственного самолечения, что накладывает на него определенную, возросшую ответственность. Взаимоотношениям аптечных работников с посетителями аптечных организаций являются одним из главных моментов фармацевтической деонтологии. При общении с больными, а также родственниками больных фармацевт или провизор обязан соблюдать следующие требования деонтологии: Внешний вид. Психологами установлено, что мнение о человеке в большинстве случаев (около 80%) основывается по первому впечатлению. Подтянутость аптечного работника, его аккуратность и опрятность, а также скромность лежат в основе установления доверительных отношений с клиентами. Белоснежный накрахмаленный халат тоже является составной частью этого имиджа, хотя некоторые фирмы и делают попытки заменить белый халат, но практика показывает, что лучше этого не делать. Поведение. Не секрет, что посетители аптечных учреждений в силу специфики учреждения люди нездоровые и им свойственна раздражительность, повышенная требовательность и внушаемость. Они крайне обидчивы. Поэтому аптечному работнику необходимо в обращении с ними быть предельно внимательными, тактичными и проявлять к ним максимум чуткости. Очень важно контролировать свои жесты и эмоции, так как больные пациенты замечают малейшие проявления недоброжелательности. Гнетущее впечатление на пациента оказывают также разговоры на производственные темы, связанные с изготовлением лекарств, а также разногласия, возникающие между работниками аптечной организации. Разговоры на посторонние темы в присутствии больного также оказывают на него негативное впечатление. А приветливое обращение фармацевта или провизора, предупредительность по отношению к пациенту, а также вежливость и желание облегчить нездоровье, как раз наоборот, способствуют укреплению его авторитета. Речь. То, что словом можно вылечить, а можно и убить, известно всем. Необдуманное, высказанное сгоряча слово может сильно навредить авторитету фармацевта и подорвать доверие больного к нему. Оно способно нанести психическую травму больному и стать причиной ятрогенного заболевания. Поэтому, рассказывая больному о порядке приема лекарства, необходимо избегать использования в своих объяснениях сложных медицинских терминов. Следует говорить внятно, в меру громко, а при беседе с пожилыми больными нужно говорить медленно, четко и повторить несколько раз. Умение выслушать. Некоторые посетители аптечных организаций, особенно пожилого возраста и одинокие, любят поговорить о своих болезнях, потому что надеются и хотят услышать слова сочувствия в свой адрес, и невнимание со стороны фармацевта или провизора вызывают у них обиду. Вообще одним из важных деонтологических требований к фармацевту является его умение разделить чужую боль, а также выслушать больного, посочувствовать ему, что совершенно не означает, что фармацевт должен молча выслушивать его. Необходимо умело поддерживать разговор и выражать свое отношение к проблемам больного искренне, настроясь на его волну, потому что формальное отношение больной сразу же ощущает. Оформление витрин. Выкладка лекарств при оформлении витрин должна производиться не только с точки зрения мерчандайзинга, но и быть корректной с учетом профессиональной этики. Категорически запрещается выкладывать на витрину лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача. Эстетическое оформление лекарственных средств. Большое значение в вопросах укрепления веры пациента в принимаемое им лекарственное средство имеет его оформление. Непривлекательный вид экстемпоральной лекарственной формы, а также неправильное оформление ее может посеять у больного сомнения в качестве этого лекарства. Сохранение в тайне от пациента некоторых неприятных сведений. Такое поведение фармацевта может благотворно сказаться на динамике болезни и ее лечении. Пациенты, приобретая лекарства в аптеке, часто стремятся узнать у фармацевта поставленный им диагноз. При отпуске лекарственного средства считается не этичным называть заболевание больного, а рекомендуется указать только симптоматическое действие его. Разъяснение правил приема лекарственных препаратов. При отпуске лекарственных препаратов фармацевт или провизор обязан подробно разъяснить больному, как правильно хранить лекарство в домашних условиях, как и в какое время принимать его, а также чем рекомендуется запивать его. При этом при предупреждении о возможных побочных действиях лекарственного средства говорить об этом нужно осторожно, чтобы не внушить больному страха. Необходимо рассказать пациенту, что нужно делать при появлении у него побочного действия препарата: во-первых, прекратить прием лекарства, во-вторых, обратиться к врачу. Обязательно следует сказать больному, что некоторые побочные эффекты, описанные в аннотации к препарату, встречаются довольно редко. Авторитет врача. Фармацевт, с точки зрения фармацевтической
и медицинской деонтологии, обязан постоянно и всемерно поддерживать авторитет
врача в целях сохранения веры больного в эффективность назначаемого лекарственного
средства. Ни в коем случае нельзя высказывать критические замечания в адрес
врача или выражать сомнение в целесообразности его назначений. Недопустимо
также сообщать посетителю Повышение профессионального уровня. Фармацевт или провизор обязан иметь достаточно высокий уровень профессиональной подготовки. Он должен обладать достаточными знаниями фармации и клинической фармакологии. Кроме того, провизор обязан ориентироваться в различных разделах клинической медицины, потому что должен уметь в случае необходимости дать квалифицированную консультацию лечащему врачу. Вообще, необходимо подчеркнуть, что совершенствование знаний, а также методов работы является одним из главных принципов фармацевтической деонтологии, потому, что от квалификации специалиста аптечной организации зависит здоровье человека. | |
Просмотров: 30623 | Теги: этика, деонтология | Рейтинг: 5.0/1 |