Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Реклама в аптеке |
Стимулирование потребителей Как уже отмечалось, стимулирование потребителей в первую очередь эффективно тогда, когда вызывает поток пробных покупок и, соответственно, новых клиентов. Наиболее очевидный способ достичь этого – провести прямое снижение цены. Дорогой препарат, купить который «на пробу» по полной цене многие побоятся, вполне может быть приобретен со скидкой. Уязвимое место такого варианта стимулирования сбыта состоит в том, что как раз для новых товаров потребителю неизвестна нормальная, «безскидочная» цена. Следовательно, он не может оценить размера предлагаемой премии. Отчасти эта проблема снимается, если на рынке присутствуют аналоги препарата, чья цена и выступает в качестве точки отсчета. Более универсальный прием, позволяющий снизить цену без ущерба для репутации препарата, - акцент в стимулирующей кампании на временном характере действия скидок. Потребителю сообщается базовая цена и срок действия пониженной. Оборотной стороной является невозможность часто прибегать к этому приему. Цена со скидкой не должна восприниматься потребителями как норма. Особой популярностью среди инструментов стимулирования потребителей пользуются премии, т.е. товары, бесплатно или по сниженной цене предлагаемые покупателю, совершившему покупку одной или более упаковок продвигаемого препарата.
Разновидностью премий являются излюбленные в нашей стране акции типа «2 + 1», когда в качестве премии предлагается тот же препарат, что приобрел покупатель. Очевидно, что этот прием равносилен снижению средней цены на препарат в расчете на одну упаковку. Реже в качестве премий используются ЛС, отличные от тех, что приобрел покупатель, либо нелекарственные товары. Здесь, однако, возникают определенные правовые и этические проблемы. Дело в том, что специфика лекарственного рынка допускает не все формы стимулирования продаж, разрешенные для других товаров. Основная цель законодателя при регулировании данной сферы состояла в предотвращении получения потребителями в ходе стимулирующих кампаний ненужных им (а следовательно, потенциально опасных для данного человека) ЛС. Другая цель заключалась в недопущении стимулирования чрезмерного потребления ЛС. Близким по своей сути к премиям приемом стимулирования является использование бонусных пакетов - упаковок, без повышения цены включающих увеличенное число единиц ЛС по сравнению со стандартным. Применение бонусных пакетов - очень распространенное при продаже других потребительских товаров (акции типа «Плюс 15% бесплатно») в фармации сдерживается необходимостью официальной перерегистрации упаковок с измененным количеством единиц ЛС. Важно и то, что рекламный текст, вроде «Теперь в каждой упаковке на 2 таблетки больше», на упаковках лекарств писать запрещено. Среди прочих технологий стимулирования конечного потребителя на российском фармрынке отмечены розыгрыши и конкурсы. Посетитель аптеки, приобретший упаковку продвигаемого препарата, автоматически становится участником мгновенного розыгрыша лотереи (обычно беспроигрышной) или конкурса и получает приз. Самые разные варианты стимулирования потребителя часто сопровождаются демонстрациями в месте продажи. Прямой функцией демонстрации является привлечение внимания к продукту, а не передача потребителю неких благ (т.е. отсутствует главный признак стимулирования сбыта). Тем не менее, очевидно, что в сознании потребителя демонстрации прочно связаны со скидками, премиями и т.п. Если в зале аптеки идет демонстрация препарата, его обычно можно тут же купить на более выгодных условиях. Более того, демонстрации, не сопровождающиеся бесплатными раздачами или льготными продажами чего-либо, часто воспринимаются посетителями аптек с разочарованием и даже раздражением. Поэтому демонстрации правильнее рассматривать как компонент, усиливающий влияние акции по стимулированию сбыта. Стимулирование торговли Многие методы стимулирования сбыта, используемые в профессиональной сфере между партнерами по цепочке продвижения препарата - производителями, дистрибьюторами и аптечными учреждениями, повторяют методы стимулирования потребителей. Их дополняют некоторые специфические приемы. В целом репертуар методов стимулирования торговли включает:
В наибольшей степени в сравнении со стимулированием пациентов отличаются не столько используемые приемы, сколько их внутреннее содержание, так сказать, идеология работы с торговлей. Во-первых, главным достоинством любого препарата с точки зрения торговли являются не фармакологические свойства ЛП, а способность генерировать прибыли. Во-вторых, речь идет о работе с профессионалами, которые в существенно большей степени, чем рядовые потребители, умеют строго рационально просчитывать степень выгодности предложений и меньше поддаются эмоциям. В-третьих, на стимулирование торговли не распространяются правовые и этические ограничения, призванные не допустить недолжное использование ЛС профессионально неподготовленными потребителями. При стимулировании создания товарного запаса нового препарата (пробная закупка торговлей) обычно применяются прямые ценовые стимулы, либо в форме скидок с последующей стандартной цены, либо в форме компенсаций за распространение нового продукта, выплачиваемых в виде твердой суммы. Последние часто предпочтительней для торговых организаций, поскольку они не знают, как пойдет реализация ЛС и, следовательно, как долго им придется ждать, пока скидка превратится в реальную выручку. Распространенным приемом стимулирования пробных закупок препарата торговлей (часто в комбинации со скидками) является предоставление гарантий возврата остатков продукции, нереализованных на определенную дату, либо торговля на условиях консигнации. | |
Просмотров: 10126 | Теги: стимулирование потребителей, стимулирование торговли | Рейтинг: 4.0/1 |