Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы
Основные показатели ассортимента аптечной организации

Для характеристики ассортимента аптечной организации применяются основные показатели: 

  • Широта ассортимента.
  • Полнота ассортимента.
  • Глубина ассортимента.
  • Структура (доля) ассортимента.
  • Обновление ассортимента.
  • Устойчивость ассортимента. 
  • Индекс обновления.
  • Полнота использования ассортимента.

1. Широта аптечного ассортимента

Широта ассортимента характеризуется числом ассортиментных групп товаров, имеющихся в продаже.

Показателем широты ассортимента является коэффициентом широты – Кш: , где Шфакт. – количество групп, подгрупп товаров, имеющихся в наличии в организации или выпускаемых промышленностью; Шбаз. – количество групп, подгрупп товаров, разрешенных к применению в стране и представленных в Государственном реестре ЛП и изделий медицинского назначения.

Кш = Шфакт. / Шбаз. 

Например: если среди ассортиментных групп товаров в аптечном учреждении имеется в наличии 3 (отсутствует медицинская техника), а возможно наличие 4 групп, то Кш = ¾ = 0,75

2. Полнота ассортимента аптечной организации

Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного вида товара, имеющихся в организации или выпускаемых промышленностью. Подвидами такого товара, как ЛП могут быть лекарственные формы: таблетки, драже, капсулы, растворы для инъекций, мази, свечи и т.д.

Показателем полноты ассортимента ЛП является коэффициент полноты – Кп: , где Пфакт. – количество наименований лекарственных форм одного ЛП или одной фармакотерапевтической группы (ФТГ), имеющиеся в наличии в исследуемом аптечном учреждении; Пбаз. – количество наименований лекарственных форм одного ЛП или одного (ФТГ), разрешенных к применению в стране.

Кп = Пфакт. / Пбаз.

В идеале этот коэффициент должен равняться 1,0. Однако в реальных условиях он ниже и, в зависимости от объема работы аптеки, спроса на ЛС или ФТГ, находящиеся в пределах 0,4-0,8.

3. Глубина ассортимента аптечной организации

Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, имеющихся в организации или выпускаемых промышленностью, т.е. это варианты отдельных товаров. Под разновидностью ЛП понимают конкретные лекарственные препараты определенной лекарственной формы, дозировки концентрации, фасовки и т.п.

Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины Кг: , где Гфакт. – количество, наименований лекарственных препаратов одного ЛС или ФТГ, имеющихся в наличии в аптечном учреждении; Гбаз. – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛП или ФТГ, разрешенных к применению в стране.

Кг = Гфакт. / Гбаз.

4.Структура ассортимента аптечной организации

Структура ассортимента – это количественное соотношение групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем наборе товаров.

Структура ассортимента рассчитывается как отношение отдельных групп к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент. Показатели структуры могут быть выражены в виде долей в процентах или долей от единого целого, т.е. от единицы. Структура ассортимента ЛП характеризуется долей отдельных ФТГ в общем количестве наименований ЛП, имеющихся в наличии (или реализованных) в аптечной организации.

Доля отдельных ФТГ в ассортименте рассчитывается по формуле:

Доля ФТГ (%) = Афтг / Ао * 100% 

, где Афтг – ассортимент ФТГ (количество наименований), Ао – ассортимент общий (количество наименований).

Также структура ассортимента ЛП характеризуется долей продаж отдельных ФТГ в общем объеме потребления.

5. Устойчивость ассортимента 

Устойчивость ассортимента характеризуется изменением показателей широты, полноты, глубины и структуры ассортимента за исследуемые временные периоды. Формирование ассортимента организации предполагает его постоянное пополнение и обновление в соответствии с потребностями населения.

6. Обновление ассортимента

Обновление ассортимента – это замена имеющихся товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами, которые наиболее полно удовлетворяют потребности потребителей. Обновление ассортимента происходит в двух направлениях:

  1. внедрение новых номенклатурных позиций;
  2. исключение из Государственного реестра устаревших товаров.

7. Степень (индекс) обновления ассортимента

Степень (индекс) обновления (lo) – это доля новых товаров, введенных в продажу в течение последнего года, пятилетия или другого исследуемого временного периода:

Io = m / M

, где m – количество наименований новых товаров, М – общее количество наименований товаров в ассортименте аптечного учреждения или разрешенных к применению в стране. Чем выше Iо, тем обновление считается лучше.

8. Полнота использования ассортимента

Для характеристики ассортимента аптечного учреждения может быть применен показатель полноты использования ассортимента ЛП.

Полнота использования ассортимента ЛП (Пи) характеризует степень использования имеющегося в аптечном учреждении ассортимента ЛС за определенный период времени.

Пи рассчитывается по формуле:

Пи = а / А * 100%

, где а – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛП ИЛИ ФТГ, пользующихся спросом в аптечном учреждении за исследуемый период времени; А – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛП или ФТГ, имеющееся в ассортименте аптечного учреждения.

Категория: Маркетинг - основы | Добавил: Provizor (19.08.2016)
Просмотров: 24254 | Теги: ассортимент | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы