Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы |
Степень влияния различных факторов на величину спроса, определяется коэффициентом эластичности, который показывает на сколько % измениться спрос при изменении влияющего фактора на 1%.
Кэл = (DQ/Q)/(DP/P) = (процентное изменение
величины спроса)/(процентное изменение фактора)
Где E(DP) — ценовая эластичность спроса;
DQ — изменение величины спроса; DP — изменение фактора.
Кэл > 1 – спрос эластичный.
Кэл < 1 – спрос неэластичный.
Единичная эластичность спроса, когда Кэл = 1 (значение ценовой эластичности спроса равно единице). Это означает, что спрос возрастает или снижается одинаковыми темпами и соответствует изменению фактора.
Спрос скорее всего будет неэластичным если:
1. товару нет или почти нет замены, или отсутствуют конкуренты;
2. покупатели не сразу замечают повышение цен;
3. покупатели медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары;
4. покупатели считают, что
повышенная цена оправдана повышенным качеством товара, и т.п.
Чтобы избежать
неточностей при определении значения ценовой эластичности, ее измеряют не в
одной из крайних точек ценового интервала, а в центральной точке этого
интервала. Для этого используем формулу центральной точки ценовой эластичности
спроса:
Кэл = DQ/(Q1+Q2)/2 / DP/(P1+P2)/2
Предположим, что при снижении цены на «Панадол таблетки» с 80 руб. до 65 руб. спрос на этот товар (объем его реализации в нашей аптеке) повысился с 30 до 45 упаковок в месяц.
Коэффициент эластичности спроса в этом случае составляет :
Кэл = (30-45)/((45+30)/2) / (80-65)/((80+65)/2)
= -0.40/0.21 = -1.9
Показатель
ценовой эластичности –1,9 означает, что снижение цены на «Панадол таблетки» на
10% на данном отрезке цен приведет к повышению величины спроса (объема
реализации) «Панадол таблеток» на 19%. Отрицательное значение ценовой
эластичности спроса показывает разнонаправленность изменений цены и величины
спроса на «Панадол таблетки». Снижение цены на «Панадол таблетки» в этом случае
может быть целесообразно. Более низкая цена приведет к росту объема реализации
и увеличению общего дохода.
Приведем еще один пример. Предположим, что при снижении цены на «Панадол таблетки» с 80 до 65 рублей спрос на «Панадол таблетки» (объем его реализации в нашей аптеке) повысился с 30 до 34 упаковок в месяц.
Показатель ценовой эластичности спроса в этом случае
составляет:
(30-34)/((34+30)/2) / (80-65)/((80+65)/2) = -0.125/0.21 =
-0.59
Показатель ценовой эластичности спроса –0,59 означает, что снижение цены на «Панадол таблетки» на 10% на данном отрезке цен приведет к повышению величины спроса (объема реализации) «Панадол таблеток» на 5,9%.
Снижение цены на «Панадол таблетки» в этом случае не является целесообразным, так как спрос на «Панадол таблетки» на этом участке цен неэластичен. Более низкая цена не приведет к росту объема реализации и увеличению общего дохода компании.
Изучение и прогнозирование потребностей в ЛС.
Этапы прогнозирования:
1. отбор источников информации;
2. подготовка данных для анализа;
3. анализ собранной информации;
4. выбор методов прогнозирования;
5. представление результатов исследования и прогнозирования.
Методы определения потребностей:
1.Определение
потребности в препаратах специфического действия. Потребление
зависит от заболеваемости. Потребность определяется с учетом уровня
заболеваемости и количества препаратов для лечения одного больного в год.
П = Р * Б *К
Где:
П – потребность в ЛС;
Р – среднее количество препарата на курс лечения;
Б – количество больных;
К – коэффициент использования данного препарата (показывает удельный вес больных, которым назначается данный препарат).
2. Определение потребности в ЛС, потребление которых нормируется.
П = Ч*Н/1000
Где:
П – потребность в ЛС;
Ч – численность населения;
Н –
норматив потребления.
3. Определение потребности в ЛС широкого спектра действия. Основан на математических методах анализа. Составляем динамический ряд за ряд лет (минимум 3 года):
П1,П2,П3
ТР1 = П2/П1*100%
ТР2 = П3/П2*100%
ТРср = (ТР1 + ТР2)/2
Пх = П3 * ТРср/100%
Сезонность потребления.
Ксез = Рф/Рср
Где:
Ксез – коэффициент сезонности;
Рф – фактический расход препарата за квартал;
Рф – среднеквартальный расход препарата.
При определении квартальной потребности: Пк = Пгодовая/4 | |
Просмотров: 15600 | Теги: спрос, эластичность спроса | Рейтинг: 0.0/0 |