Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы
Эластичность спроса

Степень влияния различных факторов на величину спроса, определяется коэффициентом эластичности, который показывает на сколько % измениться спрос при изменении влияющего фактора на 1%.

Кэл  = (DQ/Q)/(DP/P) = (процентное изменение величины спроса)/(процентное изменение фактора)

Где E(DP) — ценовая эластичность спроса;

DQ — изменение величины спроса;

DP — изменение фактора.

Кэл  > 1 – спрос эластичный.

Кэл  < 1 – спрос неэластичный.

Единичная эластичность спроса, когда Кэл = 1 (значение ценовой эластичности спроса равно единице). Это означает, что спрос  возрастает или снижается одинаковыми темпами и соответствует изменению фактора.

Спрос скорее всего будет неэластичным если:

1.  товару нет или почти нет замены, или отсутствуют конкуренты;

2.  покупатели не сразу замечают повышение цен;

3.  покупатели медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары;

4.  покупатели считают, что повышенная цена оправдана повышенным качеством товара, и т.п.

Чтобы избежать неточностей при определении значения ценовой эластичности, ее измеряют не в одной из крайних точек ценового интервала, а в центральной точке этого интервала. Для этого используем формулу центральной точки ценовой эластичности спроса:

Кэл = DQ/(Q1+Q2)/2 / DP/(P1+P2)/2

 

Предположим, что при снижении цены на «Панадол таблетки» с 80 руб. до 65 руб. спрос на этот товар (объем его реализации в нашей аптеке) повысился с 30 до 45 упаковок в месяц. 

Коэффициент эластичности спроса в этом случае составляет :

 

Кэл = (30-45)/((45+30)/2) / (80-65)/((80+65)/2) = -0.40/0.21 = -1.9

Показатель ценовой эластичности –1,9 означает, что снижение цены на «Панадол таблетки» на 10% на данном отрезке цен приведет к повышению величины спроса (объема реализации) «Панадол таблеток» на 19%. Отрицательное значение ценовой эластичности спроса показывает разнонаправленность изменений цены и величины спроса на «Панадол таблетки». Снижение цены на «Панадол таблетки» в этом случае может быть целесообразно. Более низкая цена приведет к росту объема реализации и увеличению общего дохода.

Приведем еще один пример. Предположим, что при снижении цены на «Панадол таблетки» с 80 до 65 рублей спрос на «Панадол таблетки» (объем его реализации в нашей аптеке) повысился с 30 до 34 упаковок в месяц.

Показатель ценовой эластичности спроса в этом случае составляет:

(30-34)/((34+30)/2) / (80-65)/((80+65)/2) = -0.125/0.21 = -0.59

Показатель ценовой эластичности спроса –0,59 означает, что снижение цены на «Панадол таблетки» на 10% на данном отрезке цен приведет к повышению величины спроса (объема реализации) «Панадол таблеток» на 5,9%. 

Снижение цены на «Панадол таблетки» в этом случае не является целесообразным, так как спрос на «Панадол таблетки» на этом участке цен неэластичен. Более низкая цена не приведет к росту объема реализации и увеличению общего дохода компании.

Изучение и прогнозирование потребностей в ЛС.

Этапы прогнозирования:

1.  отбор источников информации;

2.  подготовка данных для анализа;

3.  анализ собранной информации;

4.  выбор методов прогнозирования;

5.  представление результатов исследования и прогнозирования.

Методы определения потребностей:

1.Определение потребности в препаратах специфического действия. Потребление зависит от заболеваемости. Потребность определяется с учетом уровня заболеваемости и количества препаратов для лечения одного больного в год. 

П = Р * Б *К

Где:

П – потребность в ЛС;

Р – среднее количество препарата на курс лечения;

Б – количество больных;

К – коэффициент использования данного препарата (показывает удельный вес больных, которым назначается данный препарат).

2.    Определение потребности в ЛС, потребление которых нормируется.

 

П = Ч*Н/1000

Где:

П – потребность в ЛС;

Ч – численность населения;

Н – норматив потребления. 

3.    Определение потребности в ЛС широкого спектра действия. Основан на математических методах анализа. Составляем динамический ряд за ряд лет (минимум 3 года):

П1,П2,П3  

ТР1 = П2/П1*100%

ТР2 = П3/П2*100%

ТРср = (ТР1 + ТР2)/2

Пх = П3 * ТРср/100%

Сезонность потребления.

Ксез = Рф/Рср

Где:

Ксез – коэффициент сезонности;

Рф – фактический расход препарата за квартал;

Рф – среднеквартальный расход препарата.

При определении квартальной потребности: Пк = Пгодовая/4

Категория: Маркетинг - основы | Добавил: Provizor (14.10.2010)
Просмотров: 15600 | Теги: спрос, эластичность спроса | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы