Главная » Статьи » Фармацевтический менеджмент » Руководителю аптеки |
Переговоры — это вид совместной деятельности двух и более сторон, в большинстве случаев направленной на решение проблемы. Известно, что исходным пунктом для любых действий в управлении считается определение цели. Но будет ошибкой считать, что в качестве цели переговоров может быть только безоговорочное принятие вашей точки зрения. Необходимо помнить, что ваше решение является одним из вариантов достижения цели и более ничего, но — не сама цель. Если сегодня это и есть единственный и разумный путь к цели, то все остальные, возможно, и неприемлемы. Но, по большому счету, это ведь только путь, а сама цель еще где-то впереди. Любые переговоры, успешные и не очень, выполняют определенные функции, в первую очередь информационную и коммуникативную. Информационная функция имеет место, когда стороны обмениваются взглядами или точками зрения при общении с партнером на ту или иную проблему, но к решению этих проблем они еще не готовы. Фактически это просто предпереговоры. Коммуникативная функция очень близка к информационной и обеспечивает партнерам налаживание новых связей и отношений с партнерами. Остальные существенные функции, такие как регулирование, контроль и координация действий, выполнимы при одном условии: если переговоры ведутся при наличии хорошо налаженных ранее партнерских отношений. В процессе переговоров различают три стадии: - подготовка; - процесс ведения их; - проведение
анализа результатов переговоров, а также выполнение достигнутых договоренностей. Подготовка переговоров При подготовке переговоров нужно помнить, что последствиями плохо организованных переговоров могут быть потери как материальные, так и репутации. К подготовке нужно относиться достаточно серьезно, не надеясь, что вы сориентируетесь по ситуации. Подготовка переговоров включает анализ проблемы и планирование переговоров. Анализ проблем: - определите, о чем будут переговоры; - установите потенциальные возможности вашего партнера; - найдите альтернативу предстоящим переговорам. Подумайте, может, вы можете решить проблему самостоятельно или с другим, более выгодным партнером; - выясните, нужны ли вам эксперты для подготовки переговоров. Если да, то какие именно и в какой области. Если вы решили, что нужны, то сформулируйте для них задачу с указанием срока выполнения. Дополнительно проведите более подробный анализ проблемы уже с экспертами, если вы поняли, что это необходимо. Поставьте перед собой вопросы: - в чем заключаются ваши интересы? - каковы предполагаемые интересы вашего партнера по переговорам? - насколько ваш партнер имеет заинтересованность в этих переговорах именно с вами, а может, у него есть лучшие варианты? - определите сферу совпадения, а также расхождения наших интересов. Планирование переговоров Чаще всего на переговорах ставится одновременно несколько целей, например сообщить информацию о себе и получить о партнере, а также заключить соглашение. Планирование аспектов по содержанию переговоров Сформулируйте переговорную концепцию, включите в нее все ваши задачи и цели: - получить информацию о партнере; - сообщить информацию о себе; - заключить соглашение; - или продлить уже имеющееся; - пересмотреть заключенное ранее соглашение; - внести изменения в имеющееся соглашение. Наметьте стратегию на основании результатов анализа ваших задач и целей. При разработке стратегии обязательно учитывайте последовательность в достижении целей. Подготовьте необходимую техническую и справочную документацию для экономических и финансовых расчетов. Определите возможные варианты решения. При этом важно помнить, что нельзя искать единственный правильный вариант, потому что в любом варианте всегда есть положительные и отрицательные стороны. Для этого выпишите для каждого варианта плюсы и минусы, затем проанализируйте эти варианты по степени предпочтения для себя и для партнера и просчитайте, есть ли возможность улучшить вариант для себя, не ухудшая в то же время его для партнера. Сформулируйте возможные предложения и аргументы. Ориентируйтесь при этом на объективные критерии и обязательно покажите преимущества именно ваших предложений партнеру. Определите вашу позицию на переговорах. Позиция — это конечный итог подготовки к переговорам, отражающий анализ интересов, вариантов решений, а также предложений и их аргументов. Для этого нужно сформулировать, во-первых, основную позицию на переговорах, во-вторых — запасную, предусмотрев по каким вопросам и насколько далеко у вас есть возможность идти на компромисс. Кроме того, необходимо подготовить документы, которые желательно представить вашему партнеру, например юридические документы или проект договора. Планирование организационных моментов При выборе места проведения переговоров обязательно учитывайте различные моменты, в частности материальные затраты на аренду помещения, сложности в организации, то есть необходимо учитывать все положительные и отрицательные моменты места проведения переговоров. Например, если вы знаете, что переговоры будут не из легких, то рекомендуется выбрать место для их проведения на нейтральной территории или, при согласии партнера, на вашей территории. Практика показывает, что наилучшее время для проведения переговоров — первая половина дня, оптимальный вариант с 10 до 11 часов. Кроме того, замечено, что если партнеры настаивают на проведении переговоров в обеденное время, то у них есть намерения сделать отношения неформальными. Но такой вариант ведения переговоров приемлем в том случае, если между партнерами сложились уже хорошие отношения и серьезных разногласий в предстоящих переговорах не ожидается. Важно, чтобы состав делегации был так подобран, чтобы
образовалась слаженная единая команда. В делегации должны быть непосредственные
участники переговоров, эксперты и консультанты. При необходимости включают и
технический персонал, например стенографисток. Внешний вид участников переговоров
сильно влияет на исход дела. Психологи утверждают, что во время контактов большое
внимание отводится первым минутам разговора собеседников, которые чаще всего
бывают решающими. Если вам известно, какой стиль предпочитает ваш партнер и
эта деловая встреча у вас первая, то рекомендуется придерживаться того же
стиля, что и он. Если же вы хотите, показать свое превосходство над партнером,
то, наоборот, наденьте более дорогой костюм. Согласуйте с партнером моменты организации
предстоящих переговоров. | |
Просмотров: 4052 | Теги: совещание, переговоры | Рейтинг: 0.0/0 |