Главная » Статьи » Фармацевтический менеджмент » Руководителю аптеки |
Деловые совещания — это общепринятая форма делового общения, на которых обсуждаются производственные вопросы, а так же проблемы, требующие осмысления и решения коллективным путем.
Подготовка совещания включает следующие моменты:
- определение цели совещания;
- определение повестки дня;
- определение времени проведения;
- определение числа участников;
- организация производственной среды;
- определение характеристик состава участников совещания;
- определение контроля за дискуссией;
- вопросы организатору совещания до его проведения.
Цель совещания — дать описание того результата и решения, ради которого, собственно, и проводится совещание. Чем более точно и, что особенно важно, в нужном направлении будет сформулирован вопрос, вынесенный на обсуждение на совещании, тем больше имеется шансов получить необходимый результат. И еще: на совещание рекомендуется выносить те вопросы, которые не получается решить в рабочем порядке.
Повестка дня — это документ, который отправляется участнику совещания перед проведением его. Содержит он обычно следующую информацию:
- тема совещания;
- цель совещания;
- перечень обсуждаемых вопросов;
- время начала и окончания совещания;
- место проведения совещания;
- должности и фамилии выступающих докладчиков;
- время, отведенное на каждый вопрос;
- место, где можно ознакомиться с материалами по вопросам совещания.
Повестка дня позволяет каждому участнику совещания, с одной стороны, ознакомиться с материалами совещания, а с другой — продумать конструктивные предложения по обсуждаемым вопросам.
Время проведения. Целесообразнее выделить определенный день для проведения совещаний. Экстренные, внеплановые совещания проводятся при необходимости. Наиболее подходящее время для поведения совещания — вторая половина рабочего дня.
Число участников. На совещание необходимо приглашать тех работников, в чьей компетентности находятся вопросы повестки дня, так как увеличение числа участников совещания не способствует увеличению среднего коэффициента участия присутствующих на совещании и в дополнении ко всему удлиняет совещание. Рекомендуется практиковать метод разрешения уходить с совещания работникам, чей вопрос прошел обсуждение, а приходить только на момент обсуждения вопроса. Для совещания будет лучше, если руководитель делегирует полномочия по проведению совещания тем специалистам, кто наиболее компетентен в обсуждаемом вопросе, что позволяет решить сразу два существенных момента: во-первых, помогает повысить ответственность у работников за принимаемые решения, а во-вторых — способствует активности участников совещания по генерированию идей и созданию конструктивных предложений. Давно известно, что если совещание ведет первый руководитель, используя при этом авторитарный стиль, то участники совещания стараются быть менее активными в созидании решения и просто принимают без должного обсуждения решение, предложенное руководителем, потому что думают о самосохранении, а не подробном рассмотрении обсуждаемого вопроса. Что касается количества участников совещания, то наиболее оптимальное — это 6 или 7 человек.
Организация производственной или пространственной среды. Для того чтобы участники совещания имели возможность хорошо воспринимать информацию, необходимо рассадить их таким образом, чтобы, во-первых, они были совместимы друг с другом, во-вторых, видели глаза, лицо и жесты друг друга. Замечено, что конфликт между людьми возникает гораздо чаще в том случае, если они сидят друг напротив друга и очень редко, если сидят рядом.
Определение характеристик состава участников совещания. Давно известно, что осуществлять руководство совещанием гораздо легче, если знаешь типы людей, принимающих участие в нем. Основатель и председатель крупнейшего маркетингового агентства Марк МакКормак в своей книге «Секреты бизнеса для всех» описывает несколько типов участников совещания, за которыми необходимо вести наблюдение в процессе ведения совещания.
«Говорящие начистоту». Чаще всего, это люди, в большинстве случаев высказывающие свое мнение честно: что думают, то и говорят. Их можно отнести к ценным участникам совещания, но они нуждаются в защите, потому что они могут не только положить конец спорам, но и стать родоначальниками новых споров.
«Мученики». Их задача разрядить обстановку и взять ответственность на себя, если совещание пошло не по нужному руслу. Но опасность присутствия их на совещании в том, что они очень быстро реагируют на происходящее, даже быстрее, чем вы поймете, в чем дело: кто и что стоит у истоков происходящего.
«Каменные люди». Представители этого типа людей свои мысли всегда держат при себе. И ведущему совещание человеку постоянно приходиться гадать, какую игру они ведут и чью сторону поддерживают.
«Заводилы». Это хорошие участники совещания. И обязательно свое выступление начинают словами: «Вы правы. Я никогда не думал об этом», что действует обезоруживающе на оппонента.
«Ораторы». Представители этого типа людей любят говорить много и эмоционально. При их выступлении создается впечатление, что они стараются изо всех сил, чтобы убедить самих себя в начале, а потом уже вас. На них лучше всего не обращать внимание.
«Адвокаты дьявола». Для людей этого типа все под сомнением и спорно. Правда, положительным моментом является то, что они все-таки докапываются до истины, а отрицательно то, что они отнимают очень много времени и приносят много страданий. Поэтому людей этого типа на совещание приглашать рекомендуется не более одного.
«Разрушители». Все их слова направлены на разрушение всего, к чему они прикасаются и о чем говорят: не щадят ни самолюбия человека, ни его идею или проект.
«Любители расслабиться». Для них главное хорошо устроиться, то есть поудобнее сесть, а затем сидеть и отдыхать, а не решать вопросы, вынесенные на повестку дня. С такими партнерами лучше всего встречаться в помещении, где отсутствуют стулья, что не позволит им расслабиться.
«Государственные мужи». Этот тип людей либо заставляют двигаться вперед совещание, умело используя свое обращение с людьми, либо продвигают себя. В идеале в качестве этого типа участников совещания должен выступать руководитель.
Контроль за дискуссией. Для того чтобы совещание шло в нужном направлении, необходимо контролировать дискуссию и принимать для этого определенные меры:
- для сохранения единства людей, принимающих участие в совещании:
а) до окончательного подведения итогов совещания
ни в коем случае не принимать чью-то сторону;
б) нельзя высказывать свою точку зрения в начале совещания первым;
в) необходимо поддерживать новых работников и
молодых
специалистов и не давать возможности нападать на них другим сотрудникам;
- для усиления активности участников совещания:
а) необходимо создать условия для творческой работы;
б) иметь оптимальную стратегию для принятия решения;
в) не
применять при проведении совещания деструктивную критику самому и не давать такой возможности другим участникам;
г) не позволять участникам совещания выключаться из работы совещания;
д) не оставлять без внимания любые предложения, даже самые незначительные;
- для усиления активности обсуждения предложений:
а) обязательно задавать вопросы;
б) одобрять участников совещания, вносящих конструктивные предложения;
в) способствовать возникновению различных точек зрения;
г) не допускать резкой критики в чей-либо адрес;
д) поведение организатора дискуссии должно быть обратно пропорционально «температуре» дискуссии: чем выше «температура», тем хладнокровнее организатор.
е) новые прогрессивные идеи необходимо поддерживать;
ж) не подавляйте мнение людей, находящихся в меньшинстве, вполне возможно, что оно носит перспективный характер; з) будьте готовы к негативному исходу обсуждения. | |
Просмотров: 8264 | Теги: совещание | Рейтинг: 0.0/0 |