Главная » Статьи » Организация и экономика фармации » Из практики аптечного дела |
Истоки формирования концепции фармацевтической помощи лежат в глубокой древности и берут свое начало от египетского слова фармаки (перевод - "дарующий исцеление или безопасность") и греческого фармакон (в переводе - "лекарство"). Именно эту смысловую нагрузку отражают термины с корнями фарма или фармако, определяющие деятельность, так или иначе связанную с охраной здоровья населения на основе применения лекарств. Впервые понятие «фармацевтическая помощь» стали использовать за рубежом в начале 70-х годов XX в. для характеристики содержания деятельности фармацевтов в больницах и клиниках. В то время под фармацевтической помощью понималась система обеспечения фармакотерапии, позволяющая улучшить качество жизни пациента, поскольку каждый клинический или больничный фармацевт наравне с врачом должен был брать на себя долю ответственности за здоровье человека.
Фармацевтическая помощь включала в себя не только фармакотерапию, но и решение всех проблем, связанных с индивидуализированным назначением курсов того или иного лекарственного препарата. В дальнейшем концепция фармацевтической помощи получила развитие не только в больничном секторе, она распространилась на аптечные организации и стала рассматриваться как альтернатива традиционному лекарственному обеспечению. Отличительными чертами системы фармацевтической помощи стали:
Принципы этого общения положены в основу концепции надлежащей аптечной практики, утвержденной Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1996 г. К концу 90-х годов XX столетия страны, использующие на практике концепцию фармацевтической помощи, получили как социальные, так и экономические результаты от ее внедрения, выразившиеся в снижении частоты побочных эффектов при приеме лекарственных препаратов, сокращении повторных обращений к врачу, сроков госпитализации, уменьшении количества ошибок при выписывании рецептов и т.д. Советом Международной фармацевтической федерации в 1998 г. разработана декларация, в которой фармацевтическая помощь рассматривается как ответственное предоставление фармакотерапии с целью достижения определенных результатов по улучшению или сохранению качества жизни пациента, а также как процесс сотрудничества, направленный на предотвращение или выявление и решение проблем, касающихся здоровья и использования лекарств. При этом врачи и фармацевтические работники выполняют взаимодополняющие и взаимоподдерживающие функции в достижении поставленных целей. В каждой стране, внедрившей или внедряющей концепцию фармацевтической помощи в практику здравоохранения, используется модель, учитывающая национальную специфику. Так, в США наиболее распространена модель фармацевтической помощи для больничной и клинической фармации, а для европейских стран характерна модель, ориентированная на аптеки для населения. Однако общим для этих моделей является то, что они направлены на улучшение качества жизни пациента при оказании фармацевтической помощи. Впервые в отечественной практике концепция фармацевтической помощи была представлена в начале 90-х годов проф. П.В. Лопатиным.
Главной отличительной чертой данной модели фармацевтической помощи является ее альтернативность не только лекарственному обеспечению, но и сфере обращения лекарственных средств (ЛС) в целом. Кроме того, концепция затрагивает проблему качественного обеспечения различных типов потребителей не только лекарственными препаратами, но и другими товарами, реализуемыми фармацевтическими организациями, а также услугами, являющимися логическим продолжением фармацевтического обслуживания. Используя прием декомпозиции систем, автор выделил основные подсистемы фармацевтической помощи:
Фармацевтическая помощь как часть здравоохранения находится в тесной взаимосвязи с системами медицинской санитарно-эпидемиологической помощи. Содержание фармацевтической помощи во многом определяется правовыми, экономическими, социальными, технологическими и другими условиями внешней среды. Основными критериями, используемыми для оценки качества фармацевтической помощи, являются:
Предложенная концепция фармацевтической помощи находит свое отражение в программах подготовки фармацевтических кадров и в практической деятельности специалистов и фармацевтических организаций. В зависимости от условий лечения больной человек может получать фармпомощь как при амбулаторном лечении, так и в стационарных учреждениях и в рамках лекарственной самопомощи и самопрофилактики, что носит название контролируемое самолечение. Более подробно остановимся на содержании информационно-консультационного обеспечения фармакотерапии конкретного пациента как основного компонента фармацевтической помощи. Пациент рассматривается, как комплекс мероприятий, направленных на повышение качества и рациональности фармакотерапии за счет предоставления и пациенту и врачу актуальной, полной, адекватной научной информации об уже применяемых ЛП или ЛП, которые будут применяться. Поэтому основной целью информационно-консультационной услуги является повышение медицинской и фармацевтической осведомленности пациента о значимости фармакотерапии конкретного заболевания для его здоровья, о важности соблюдения лекарственного режима для терапии и дальнейшей профилактики рецидивов. В итоге у больного должна быть сформирована приверженность к лечению, способствующая выздоровлению. В ходе услуги больному должна быть представлена информация о фармакотерапии заболевания. В ее содержании, должны присутствовать следующие блоки информации:
Самым важным для реализации проекта внедрения услуги "фармацевтическая помощь" в работу аптеки является формирование взаимоотношений между пациентом (потребителем фармпомощи), врачом и провизором. Внедрения фармацевтической помощи в деятельность аптеки может быть поэтапным. На первом этапе определяются категории пациентов, на которых будет рассчитана конкретная фармацевтическая помощь в зависимости от вида заболевания, симптомов и недомоганий. На втором этапе необходимо провести изучение возможностей аптечной организации по оказанию услуги, оцениваются материальные и кадровые ресурсы аптеки. На третьем этапе разрабатывается программа фармацевтической помощи с учетом целевой группы потребителей. Программа фармацевтической помощи представляет собой документ, создаваемый с целью установления системы мероприятий, порядка и последовательности их выполнения, ответственных лиц как со стороны аптеки, так и со стороны медицинской организации, заинтересованной в участии в данной программе, и направляющий действия провизора в трех основных областях - обучению пациента правилам применения лекарственных препаратов, предупреждению и решению возможных проблем, содействию ресурсоназревающей терапии. В программе фармацевтической помощи должны быть отражены такие действия провизора, как документирование медицинской и лекарственной истории пациента, оценка лекарственной терапии, ее режима, мониторинг параметров лекарственной терапии. Основные разделы программы - это положения, структура и содержание, условия предоставления, права и обязанности пациента, который является участником программы, права и обязанности провизора-консультанта аптеки, врача, а также информационно-справочное обеспечение фармакотерапии. В результате совместных действий врача и провизора, а также их профессионально выстроенных взаимоотношений с пациентом повышается результативность лекарственной терапии. В свою очередь, соблюдение пациентом лекарственного режима влияет на процесс лечения и качество его жизни. Основной целью фармацевтической помощи в аптеке является обеспечение надлежащего качества фармакотерапии конкретного пациента с конкретным заболеванием. Под надлежащим качеством понимаются требования к надежности, обоснованности, эффективности и экономичности, которые должны быть регламентированы определенными стандартами. В аптеке могут быть выделены такие виды деятельности, как:
Должен обеспечиваться индивидуальный подход к пациенту, постоянное взаимодействие провизора с пациентом и его врачом в пользу фармакотерапии конкретного заболевания как рецептурными, так и безрецептурными лекарственными препаратами. Сюда входит и систематическое повышение уровня знаний провизора в области фармакотерапии данного заболевания, информация о ЛП, психология общения, развитие рынка ЛП, соблюдение профессиональной этики и конфиденциальности, стандартизация и контроль. У пациента должна сформироваться приверженность к лечению, которое способствует его выздоровлению и улучшению качества жизни. Все сведения о лекарственной терапии заносятся в фармацевтическое досье пациента, которое предоставляется как комплекс сведений о пациенте, его состоянии здоровья, назначенных и приобретаемых самостоятельно ЛП, побочных реакциях, консультациях врачей и провизоров по фармакотерапии. | |
Просмотров: 14811 | Теги: фармацевтическая помощь | Рейтинг: 0.0/0 |