Главная » Статьи » Организация и экономика фармации » Экономика аптечных организаций
Понятие об экономической эффективности аптек

Самопланирование свидетельствует не только о хозяйственной самостоятельности, но и об ответственности за ведение деятельности. Организация разрабатывает бизнес-план, включающий объем работ, расходы на их выполнение, доходы от деятельности. Основу планов составляют договоры, заключенные с поставщиками (аптечные склады, оптовые фирмы) и с потребителями (ЛПУ), учетная документация по учету расходов (например, на реализацию товара).

 

Самоокупаемость свидетельствует о совпадении объемов текущих затрат (на закупку товара, содержание задания, зарплату персонала) и доходов, полученных от реализации и производственной деятельности.

 

Самофинансирование – характеризуется превышением размера полученных доходов над расходами. Этих сумм должно быть достаточно не только на покрытие расходов, но и на развитие предприятия, на социальные нужды.

 

Самоуправление предусматривает, что управляющие звеном организации с частной формой собственности является общее собрание его членов. Оно утверждает структуру предприятия, объем работ, план доходов и расходов, распределение доходов между фондами, т.е. предприятии самостоятельно определяют свою перспективу.

 

Самокредитование заключается в возможности участия личными средствами коллектива предприятия в его развитии (например, выпуск акций).

 

В рыночных условиях любое коммерческое предприятие имеет следующие особенности:

 
  1. Предприятие работает с целью получения прибыли.
  2. Предприятие работает в условиях конкуренции.
  3. Предприятие полностью или в основном решает свои вопросы самостоятельно.
  4. Предприятие несет полную экономическую ответственность за свою деятельность.
 

Специфика экономической деятельности аптеки определяется рядом особенностей:

 
  • фармацевтические услуги оказывают только дипломированные специалисты;
  • реализация особого товара, для которого характерны повышенные требования к качеству и условиям хранения (многие ЛП требуют соблюдения определенных условий хранения, более половины имеют ограниченный срок годности);
  • повышенные расходы на хранение в связи с необходимостью наличия обязательного ассортимента;
  • отпуск около половины лекарственных средств по рецептам врачей (спрос на ЛП формируется промежуточными потребителями);
  • изготовление ЛП по индивидуальным рецептам, которое является убыточным;
  • повышенные требования к составу и оборудованию торговых и производственных помещений.
 

В настоящее время фармацевтическая служба встречается с трудно разрешимыми противоречиями. С одной стороны гуманная сущность аптек как учреждений здравоохранения, необходимость выполнения социальных функций и с другой стороны – аптека является коммерческой организацией, целью которой является увеличение объема продаж и увеличение прибыли, а с другой стороны нестабильность экономики приводит к росту цен на отечественную и импортную продукцию, что вызывает взаимозадолженность между поставщиками и потребителями и тормозит развитие.

 

Для успешной работы в условиях рынка аптекам приходится корректировать свою деятельность, т.к. главными условиями успеха являются:

 
  1. Оптимальный ассортимент товара, включая парафармацевтическую продукцию.
  2. Грамотное ценообразование.
  3. Использование средств маркетинга (реклама, мерчандайзинг).
 

В связи с этим происходят изменения в деятельности современных фармацевтических предприятий:

 
  1. Расширение мелкорозничной сети.
  2. Образование комплексных структур (производитель – дистрибьютер – аптека, аптечная сеть);
  3. Укрупнение компаний за счет слияния;
  4. Расширение ассортимента за счет парафармацевтической продукции, гомеопатических средств, косметических средств, биодобавок, лечебного питания и т.д.).
Категория: Экономика аптечных организаций | Добавил: Provizor (25.01.2012)
Просмотров: 8131 | Теги: экономика аптек | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы