Главная » Статьи » История фармации » История фармации стран Востока |
Арабы искони проживали на Аравийском полуострове и вследствие особых климатических и географических условий занимались преимущественно скотоводством и торговлей. Первым условием земледелия здесь является искусственное орошение, а это является делом или общин, или областного центрального правительства. Арабы в силу этого по преимуществу были торговым народом. Переворот, произведенный Магометом (VII век н.э.) и начавшаяся вслед за тем национально-освободительная война дали толчок к дальнейшим завоеваниям. В течение пяти веков арабы владели большинством культурных стран от Индии до Атлантического океана (Испания). Захват арабами главных мировых торговых путей и создание сильного торгового государства не могли не вызвать расцвета естественных наук, необходимых в интересах мореплавывания и торгового владычества. Но, покорив более культурные народы (Египет, Персия, Индия), арабы охотно стали приобщаться к культуре побежденных и учиться у них. Так создалась огромная арабская переводная литература. Крупнейшие врачи арабского периода, писавшие по-арабски, были персами, как, например Аль-Рази, Ибн-Сина и др. Большую роль в развитии наук сыграла Академия в Багдаде (город мира), где, наряду с другими науками, тщательно изучалась и медицина. Число ученых и учащихся здесь доходило до 6 000. Здесь же была основана и первая аптека в 754 г. В XII веке, когда в Западной Европе было только два университета, в Испании функционировали открытые арабами 70 публичных библиотек и 17 высших школ. Время культурной гегемонии арабов совпало с мрачным периодом развития католического фанатизма и преследования всякой свободной мысли, и поэтому роль арабов как хранителей и продолжателей цивилизации древнего мира вполне понятна. Ко всему тому, чему арабы научились у греков, в Персии и в Индии, они добавили много своих оригинальных трудов. С точки зрения фармации, большой интерес представляют Абу Мансур Мувафак (975 г.), составивший книгу под названием "Книга фармакологических основ", в которой он рассматривает серу, уголь, кремень и воду и отношение их к организму. Далее он указывает на характерные особенности извести, гипса в обыкновенном и прокаленном их состоянии и описывает мышьяк, сурьму, железо, глину, медь, свинец, цинк, золото, серебро, ртуть, нефть, смолы, камфору, крахмал, сладкие камеди, кислые соки растений, жиры, из которых приготовлялось также мыло, и пр. В книге говорится также о персидском старом средстве - мази из ртути и алканы, благодаря которой город Тавриз был пощажен грозным Тамерланом: тавризцы ртутной мазью освободили войско Тамерлана от насекомых, покрывавших его воинов с ног до головы. Авиценна (978 -1036) пользуется широким кругом лекарственных веществ. Из растительного мира Авиценна пользовался ароматными, пряными и смолистыми веществами, между прочим, камфорой, янтарем, колоквинтами, скамонием, ревенем, опием, индийским хмелем. Из продуктов животного мира Авиценна употреблял мускус, бобровую струю, клопов, мочу и помет многих животных и т.п. Золото и серебро Авиценна считал кровоочистительными средствами, что дало повод последующим поколениям приготовлять позолоченные пилюли. Ртуть употреблялась Авиценной при заворотах кишок. Он упоминает о действии яичного масла "натурального бальзама", о финиковом масле, которое считалось камнерастворителем. Далее он описывает цветы кувшинки как корригирующее против остроты черного геллебора, подобно тому, как мастика служит исправляющим средством для скаммония, а сладкий миндаль - для колоквинтов. Черный геллебор он употреблял внутрь при роговидном разращении на кости. По его наблюдениям подобные новообразования уменьшаются или даже совсем пропадают при применении опорожняющих, разрешающих и иссушающих средств, в том числе черного геллебора, который, однако, он считает опасным средством.
| ||
Просмотров: 6698 | Теги: история фармации | Рейтинг: 0.0/0 |