Главная » Статьи » История фармации » История фармации в первобытном обществе
Анимизм и теургия в истории лекарствоведения и медицины

Ко времени возникновения суеверия у человечества уже имелся значительный накопленный опыт в деле лечения и много эмпирических сведений. Сведения эти, хотя и представляли собой несвязный, хаотический материал, все же заключали я себе задатки к превращению путем постепенного учета опыта в  рациональную фармацию.
 
Но тут-то и сказалось отрицательное влияние религии, толкнувшей пытливый человеческий ум в совершенно другую сторону - сторону отыскания причин болезней и средств в потустороннем мире.
 
Природа представляется первобытному человеку сборищем одушевленных предметов. Он считает все предметы одуше­вленными и имеющими индивидуальность, смотрит на самого себя как на кровного родственника растений, животных и других предметов одушевленных и неодушевленных. Он еще не "обо­готворял, а лишь одухотворял природу по образу и подобию своему. Вот почему он считал себя способным бороться с при­родой посредством магии и чародейства. Этим же путем он стал бороться против невидимых врагов, какими ему предста­влялись болезни.
 
 
Объясняя себе все   благоприятные   и  неблагоприятные   ему явления природы влиянием духов, он и рассматривает болезни причина   которых    ему  непонятна,   как   влияние   злых   духов, проникших в человеческий организм.
 
Примеров подобного взгляда на сущность болезненного процесса можно было бы привести очень много. Ограни­чимся только несколькими.
 
У туземного населения Сиама каждая болезнь имеет своего демона. Один из них Фти-Ду живет в лесах и падает большей частью с листьев на проходящих людей. Этим путем возникает малярия.
 
На острове Цейлоне приписывают каждый отдельный сим­птом особому демону: у них существует, например, демон сле­поты, глухоты, судорог, одностороннего паралича, лихорадоч­ного бреда, зубной боли и т. д. Приемы врачевания у перво­бытных народов находятся в полном согласии с их представле­нием о сущности болезни и сводятся, следовательно, к тому, чтобы изгнать из больного поселившегося в нем враждебного духа. Способов для этого существует множество.
 
В одних случаях они стараются изгнать духа механическим путем, как удаляется из организма всякое инородное тело: при ранах с нагноением стараются вместе с гноем высосать из раны, поддерживающего нагноение духа, иногда к высасыванию присоединяют еще окуривание. После высасывания знахарь выпле­вывает   злого   духа   в  особую   предварительно   вырытую яму, в которую злого духа затем поспешно зарывают, или знахарь по изгнании мнимого виновника болезни торжественно сжигает его на костре. У колумбийских индейцев знахарь старается вытеснить злого духа, надавливая изо всей силы обоими кула­ками на желудок больного.
 
Второй способ изгнания демонов состоит в том, чтобы сделать тело больного возможно менее привлекательным жили­щем для духа злобы и таким образом заставить его самого покинуть больного. В подобных случаях заклинатель старается испугать духа резким шумом, угрожающими жестами и грима­сами, удушливыми запахами и т. д.
В некоторых русских деревнях существовал следующий метод лечения (в особенности нервных болезней): больной садился на улице у калитки и все прохожие весь день на него плевали. К вечеру больного мыли, и он поправлялся от того, что нечистый дух вынужден был оставить тело столь усердно оплевываемого человека.
 
 
Одной из самых   распространенных   форм   борьбы с духами являются   заклинания   и   заговоры.   Путем   заговора   колдуны стараются умилостивить демона и уговорить его оставить свою жертву. Но имеются и заговоры с устрашением.
 
У   древних   египтян    считалось,    что   легче   всего   изгнать наиболее закоренелых и упрямых духов, убедив их в том, что их жертва   находится   под    покровительством    какого-нибудь
могущественного божества, и потому, продолжая упорствовать в своих злых замыслах, они   могут    сами    подвергнуться серьезной опасности.
Профилактические мероприятия у первобытных народов так же примитивны, как и их терапия, и вполне определяются толкованием больных как одержимых. Отсюда вера в предохранительную силу амулетов, талисманов и прочее.
Категория: История фармации в первобытном обществе | Добавил: Provizor (28.02.2011)
Просмотров: 5429 | Теги: история фармации | Рейтинг: 5.0/1
Похожие материалы