Главная » Статьи » История медицины » История медицины древнего мира
История медицины в христианскую эпоху

чума в ЕвропеВ христианской культуре сформировалось представление о том, что Бог карает грешника болезнями или посылает испытания праведникам, напоминая тем и другим о бренности земного бытия. Влияние богословских текстов и терминов на разные аспекты европейской культуры, в том числе и на развитие медицинских представлений, часто бывает неявным и раскрывается лишь при внимательном прочтении.

До настоящего времени термином "плацебо" называется безвредное вещество (например, дистиллированная вода), которое иногда предлагается в качестве лекарства. Его эффективность зависит от веры больного в исцеление. Слово "реанимация" происходит от латинского "animatio", что значит "оживление", оно пришло в медицину из богословия. В XIV в. во время эпидемий в Европе стали задерживать людей и товары на пограничных пунктах в течение 40 дней.

В результате появился термин "карантин" (от итал. "quaranta gironi" — "сорок дней") в память о 40-дневном пребывания Христа в пустыне. Еще в XVII столетии в Англии эпидемию чумы называли "visitation", что значит "испытание", "кара Господня".

Религиозные представления средневековья побуждали людей искать в церкви не только утешения и помощи, но и исцелений. Это интересно. В VII-VIII вв. при монастырях были организованы многочисленные приюты и больницы для странников. Ночью и во время ураганов они звонили в колокола, зажигали свет в окнах обители и с колокольчиками выходили навстречу путникам. В приюте замерзших отогревали и оказывали посильную врачебную помощь.

Если странника не удавалось вернуть к жизни или в горах находили тело умершего, его отпевали и относили на ледовое кладбище в горах. В средневековых монастырях создавались больницы, которые первоначально предназначались для братьев святой обители, однако с увеличением числа странников их пришлось расширить. Монахи, сведущие в лечебном деле, выращивали в монастырских садах лекарственные растения.

Монастырь часто имел свою аптеку и был центром, где больные из окрестных деревень могли получить совет и помощь. Успехи профилактической медицины в средневековье связаны прежде всего с санитарным состоянием городов. Средневековые города возникли в IX-XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них начали сооружать лишь несколько столетий спустя.

Мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали на улицу, низкий уровень гигиены способствовал распространению инфекций и эпидемий. Общественных бань западное средневековье не знало до XIII в. Улицы в дождливую погоду превращались в болото, а в жаркую — покрывались пылью.

Во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность. Средневековая Европа пережила две колоссальные эпидемии чумы: "чуму Юстиниана", которая в VI в. пришла из Египта и в течение почти 60 лет опустошала страны Средиземноморья; и "черную смерть" 1346-1348 гг., завезенную с Востока через Италию. Смерть наступала через несколько часов после заражения. В Генуе умерло 50 % населения, в Венеции — 70 %, в Лондоне — 90 % .

Знаменитый хирург Ги де Шолиак оставил подробное сообщение об эпидемии чумы в Авиньоне 1348 г., которая длилась 7 месяцев. Помогая больным, он сам заразился и болел шесть недель. Врачу удалось вылечить себя с помощью лекарства сложного состава из 20 различных веществ, среди которых основными считались ароматические травы и драгоценные камни. Подобные лекарства рекомендовали и врачи эпохи Возрождения.

По улицам европейских городов ходили процессии людей, которые занимались покаянием и самобичеванием, призывая соотечественников последовать их примеру. Лечению заразных болезней во многом способствовало изучение медицинских трактатов арабских авторов: врачи и хирурги начинают практиковать прижигание язв и вскрытие чумных нарывов. Разумеется, успешная борьба с такими эпидемиями была непосильной задачей для средневековой медицины, и все-таки практика предупреждения болезни достигла успехов.

Это показали тяжелые времена эпидемии чумы XIV в. С самого начала ее принимали строгие меры для изоляции больных; появились десятки трактатов, посвященных чуме.

В течение десятилетий в европейских странах создана целая система мер борьбы с чумой:

  • закрывали гавани;
  • устраивали изоляционные пункты для больных и ухаживающего персонала;
  • о каждом заболевшем обязаны были сообщить;
  • сжигали все, что было в соприкосновении с больным и не могло быть дезинфицировано.

Специальной дезинфекции с помощью серных окуриваний подвергались письма и деньги, которые участвовали в торговом обороте. Учения о чуме, холере, проказе, чесотке, трахоме, дифтерии, сибирской язве и другие заразных болезнях были включены в XIV в. в особый канон новых учений о «заразных болезнях» (лат. "morbi contagiosi").

В санитарном отношении средневековые европейские города весьма уступали античным. Хотя мыло было изобретено уже в древности, многие народы в эпоху средневековья продолжали при умывании пользоваться глиной, бобовой мукой или ячменной закваской.

Авиценна рекомендовал мыло только для удаления перхоти, при кожных заболеваниях и для обмывания прокаженных. Здоровые люди, по его мнению, должны были применять глину, которая хорошо очищает тело.

В 1399 г. король Генрих V основал орден, особой привилегией членов которого считалось мытье в бане с мылом. Постепенно формировалась система медицинских учебных заведений в странах Западной Европы. Наибольшую известность получили представители Салернской врачебной школы Мавр и Урсо. Первому принадлежит лучшее и наиболее обстоятельное изложение учения Салернской школы об исследовании мочи, а также сочинение о кровопусканиях.

уринарийВ европейской медицине XII—XV вв. осмотр мочи был одним из основных средств постановки диагноза. Изображение уржария — сосуда для сбора мочи, становится в это время одним из символов медицины. В эпоху позднего средневековья составлялись многотомные трактаты по уроскопии — искусству обследования мочи на глаз.

В XIII—XIV столетиях различали несколько сот разновидностей мочи, из них 20 разновидностей по цвету (различали, например, 6 оттенков белого цвета), несколько десятков разновидностей — по количеству плавающих примесей и так далее.

Уринарий рассматривали как аналог организма человека: в верхней трети искали следы присутствия болезней в области головы; в средней — в области туловища; в нижней — болезней нижней части тела.

Рассматривая мочу, врачи пытались не только поставить диагноз и составить прогноз лечения болезни, но определить возраст, пол и характер больного. Часто врач отказывался от осмотра больного. Достаточно было того, что кто-нибудь из его родных или знакомых приносил мочу в дом врача.

 

Категория: История медицины древнего мира | Добавил: Provizor (03.07.2018)
Просмотров: 815 | Теги: история медицины | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы